рефераты бесплатно
Главная

Рефераты по геополитике

Рефераты по государству и праву

Рефераты по гражданскому праву и процессу

Рефераты по делопроизводству

Рефераты по кредитованию

Рефераты по естествознанию

Рефераты по истории техники

Рефераты по журналистике

Рефераты по зоологии

Рефераты по инвестициям

Рефераты по информатике

Исторические личности

Рефераты по кибернетике

Рефераты по коммуникации и связи

Рефераты по косметологии

Рефераты по криминалистике

Рефераты по криминологии

Рефераты по науке и технике

Рефераты по кулинарии

Рефераты по культурологии

Рефераты по зарубежной литературе

Рефераты по логике

Рефераты по логистике

Рефераты по маркетингу

Рефераты по международному публичному праву

Рефераты по международному частному праву

Рефераты по международным отношениям

Рефераты по культуре и искусству

Рефераты по менеджменту

Рефераты по металлургии

Рефераты по муниципальному праву

Рефераты по налогообложению

Рефераты по оккультизму и уфологии

Рефераты по педагогике

Рефераты по политологии

Рефераты по праву

Биографии

Рефераты по предпринимательству

Рефераты по психологии

Рефераты по радиоэлектронике

Рефераты по риторике

Рефераты по социологии

Рефераты по статистике

Рефераты по страхованию

Рефераты по строительству

Рефераты по схемотехнике

Рефераты по таможенной системе

Сочинения по литературе и русскому языку

Рефераты по теории государства и права

Рефераты по теории организации

Рефераты по теплотехнике

Рефераты по технологии

Рефераты по товароведению

Рефераты по транспорту

Рефераты по трудовому праву

Рефераты по туризму

Рефераты по уголовному праву и процессу

Рефераты по управлению

Статья: Речевой жанр - "портрет человека": коммуникативно-прагматическая интерпретация

Статья: Речевой жанр - "портрет человека": коммуникативно-прагматическая интерпретация

Н.А. Седова, Омский государственный университет, кафедра русского языка

644077, Омск, пр. Мира, 55-А

Конкретное содержание и язык словесного портрета формируется под воздействием комплекса жанрообразующих факторов. Остановимся на них подробнее.

Любое портретное описание подчинено определенному коммуникативному намерению (интенции) создателя портрета, а именно - с требуемой степенью словесной детализации описать, воссоздать какой-либо предмет или лицо, его характерные составляющие (части) и отличительные признаки. Исследователями-жанрологами (М.М. Бахтиным, Дж. Остином, Дж. Серлем, Е.А. Земской, Т.В. Радзиевской, Т.В. Шмелевой и др.) коммуникативная цель признается первостепенным, главным фактором организации любого текста. Название речевого жанра - "портретирование человека" - и его основная интенция содержат указание на объект описания - человека, у которого выделяются прагматически приоритетные стороны, черты, части. Таким образом, коммуникативное намерение говорящего является общим, интегративным началом для всех без исключения речевых жанров.

Существует целый комплекс других признаков, которые носят не общий, интегральный, а более частный, дифференциальный характер и обусловливают существование разновидностей портретных описаний. К ним мы относим дополнительные интенции говорящего, типы и подтипы речевых ситуаций, субъект речи, адресат, субъект референтной ситуации, тип межличностного взаимодействия коммуникантов, функциональный стиль общения. Рассмотрим их. Что значит для портретного описания человека тип ситуации общения? Какие ситуации общения имеются в виду? Вслед за Дж. Лайонзом и Е.В. Падучевой мы различаем каноническую и неканоническую речевые ситуации. Каноническая (полноценная) речевая ситуация - это ситуация общения, в которой говорящий и слушающий присутствуют в контексте сообщения; момент произнесения высказывания говорящим совпадает с моментом его восприятия слушающим; говорящий и слушающий находятся в одном и том же месте, обычно отсюда следует, что они видят друг друга и имеют общее поле зрения (см. Падучева 1995, С. 259; Русский язык. Энциклопедия. 1997, С. 481). Главным признаком такой "face to face interaction" является то, что участники речевой коммуникации находятся в прямом взаимодействии. Неканоническая речевая ситуация представляет собой полное невыполнение условий осуществления полноценной речевой ситуации: пространство говорящего не совпадает с пространством адресата, время произнесения высказывания (время говорящего) не совпадает со временем восприятия (время адресата), высказывание может не иметь конкретного адресата [12, c. 481]. Помимо этих глобальных типов ситуаций, существуют более частные подтипы коммуникативных ситуаций, обусловленные меняющимися дополнительными интенциями говорящего, в которых может быть востребовано портретное описание человека. Дадим их типизацию.

1. Ситуация описания человека с целью его представления кому-либо. Назначение такого портрета - выделение человека говорящим из множества людей. Дифференциация человека происходит путем называния его отдельных черт, деталей. Выбор последних зависит от того, каноническая это ситуация или неканоническая. Так, в канонической ситуации говорящий ограничивается перечислением немногих черт представляемого человека. Это непосредственное и спонтанное портретирование: называется самое основное и в небольшом количестве. Это поверхностное портретирование в том смысле, что говорящий за короткое время, без длительных раздумий должен назвать те черты и качества, с которыми он ассоциирует человека и которые актуальны для него или слушающего в данной ситуации. Средством выделения человека становятся его очень личные, супериндивидуальные принадлежности. В первую очередь, это имя собственное, к нему могут добавляться одна - две черты внутреннего мира (в официальной обстановке - деловые качества), представляющие, по мнению говорящего, квинтэссенцию личности, а также другие нефизические характеристики (степень социальной близости - родство, дружба, профессиональная деятельность и т.д.). В канонической речевой ситуации внешность человека не описывается, поскольку у говорящего и адресата единое поле зрения. Напр.: Николай Степанович поглядывал на него с нежностью и торжественно сказал о нем: "Это мой Гумильвенок" (Н. Чуковский); - Рекомендую - Петровна, женщина с большим характером и настойчивостью (Е. Водовозова). Когда субъект референтной ситуации не находится в непосредственной близости к говорящему и слушающему, то говорящий в качестве презентации может дать информацию, которую представляемый человек не хотел бы услышать о себе. Эти сведения могут носить очень личный характер, быть недостоверными или выражать негативное эмоциональное отношение говорящего к субъекту референтной ситуации. Напр., представление Андрея Болконского: - А, вы его знаете? - сказала Перонская. - Терпеть не могу. По нем теперь все с ума сходят. И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие-то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, - сказала она, указывая на него. - Я бы его отделала, коли б он со мной так поступил, как с этими дамами (Л. Толстой). Как правило, такое представление человека имеет место в ситуациях неформального общения.

Встречается и самопредставление человека. Поскольку личностную характеристику себе давать не принято, то самопредставление говорящего ограничивается сообщением имени собственного и нефизических характеристик по роду деятельности, происхождению, степени социальной близости. Напр.: - Балаганов, - представился рыжеволосый, - Шура Балаганов; - Я сын лейтенанта Шмидта (И. Ильф, Е. Петров).

Представление человека в канонической ситуации общения являет собой тип речи, или речевой регистр, который по способу отражения действительности Г.А.Золотова называет информативно-описательным. Этому регистру противостоит изобразительно-описательный. В этом случае субъект речи сообщает о длительном во времени, наблюдаемом процессе [8, с. 167]. В связи с анализируемым материалом кажется актуальным предположение, что "один и тот же жанр может быть чисто речевым при отсутствии специально спланированного, сознательно использованного построения речи и риторическим - в случае сознательного планирования и употребления тех или иных средств" [14, c. 28] (Курсив автора. - О.С.). Думается, что портрет-представление человека в канонической ситуации воплощается в речевой разновидности данного жанра. Таким образом, представление человека в целом ряде канонических речевых ситуаций - это неполный (по сравнению с тем, что вообще можно сказать о человеке), поверхностный, непротяженный, но достаточный в данном случае портрет, выдержанный в информативно-описательном регистре и представляющий речевую разновидность жанра с описанием нефизических, внутренних сторон человека. В ситуации неканонического, опосредованного временем и расстоянием общения у говорящего есть возможность более внимательно "рассмотреть" объект описания. От субъекта речи зависит, использует он эту возможность или нет. Поэтому в неканонической ситуации портрет-представление может быть неполным и полным, поверхностным и глубоким, односторонним и многоаспектным, непротяженным и протяженным, отражать действительность в режиме информативно-описательного или изобразительно-описительного регистров, принадлежать к риторической или речевой разновидности жанра. Поскольку у говорящего и адресата нет единого поля зрения и воспринимающий информацию не может созерцать субъекта референтной ситуации, то при представлении человека наряду с описанием внутренних, нефизических качеств закономерно и необходимо описание его внешности. Это позволяет создать конкретно-наглядный и целостный образ портретируемого. Напр.: Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза - пламенные и выразительные. Волосы тоже как смоль - она зачесывала их гладко на пробор, с буклями над ушами, они очень блестели и лоснились. Любила носить шали. В разговоре жива, блестяща, смела. Характером обладала властным - в отца. Насквозь была проникнута искусством - искусство это опиралось, разумеется, на страстный женский темперамент (Б.Зайцев).

2. Ситуация описания человека с целью его идентификации. Отношения идентификации подробно описаны Н.Д.Арутюновой (см.[1, c. 284 - 325]). "Акт идентификации устанавливает тождество объекта самому себе путем сопоставления свойств, признаков, фактов и т. п., данных в непосредственном наблюдении или поступающих по каналам информации, со сведениями или впечатлениями, вытекающими из прошлого опыта. Идентификация есть итог сличения результатов разного знания, прямого или опосредованного" [1, c. 284]. В зависимости от характера сопоставляемого опыта исследовательница выделяет пять типов ситуаций идентификации. Для речевого жанра "портрет человека", на наш взгляд, актуальны две из них: ситуация перехода от знания к знакомству и ситуация узнавания. Ситуация перехода от знания к знакомству может иметь несколько практических реализаций. Во-первых, переход от когнитивной информации к визуальному наблюдению может быть целенаправленным, предусмотренным, заранее известным. Например, это происходит в том случае, когда не видевшиеся ранее люди назначают встречу и в качестве идентифицирующего признака сообщают детали своего внешнего облика, называя, как правило, предметы одежды и аксессуары. Напр.: Я буду в черном длинном пальто; На мне будет шляпа с широкими полями; В руках я буду держать трость (зонт, портфель). Во-вторых, переход от знания к очному знакомству может быть непредусмотренным, неожиданным. В этом случае предполагается, что лицо, осуществляющее акт идентификации, благодаря своему прошлому опыту, имеет идентифицирующие сведения. В качестве последних выступает портретное описание, содержащее указание на индивидуализирующие черты внешнего облика человека, его "особые приметы". Типичным примером такого описания человека является криминалистический портрет, так называемая "ориентировка", при поиске преступника или пропавшего человека. Напр.: Советским РОВД г.Омска по факту совершения преступления разыскивается Гуреев Алексей Иванович 1970 г. рождения. Его приметы: на вид 25-30 лет, рост 170 см, худощавого телосложения, волосы русые, лицо продолговатое, глаза карие. Особые приметы: во фронтальной части верхней челюсти имеются два зуба из желтого металла".

Ситуация узнавания создается тогда, когда сопоставляются признаки лица, известные из предшествующего опыта, с непосредственно воспринимаемыми чертами. Напр.: Что это за фигура, достаточно грузная и толстоногая, впрочем, прилично одетая, идет перед ним, слегка переваливаясь и ковыляя? Где видел он этот затылок, поросший белобрысыми вихрами, эту голову, как бы насаженную прямо на плечи, эту мягкую жирную спину, эти пухлые отвислые руки? Неужели это Полозов, его старинный пансионский товарищ, которого он уже вот пять лет, как потерял из виду? (И. Тургенев). В подобных портретных описаниях в качестве идентифицирующих признаков выступают непосредственно воспринимаемые (с помощью зрения или (и) слуха) черты. Это части внешнего облика или психосоматические принадлежности человека (голос, смех, улыбка, походка и т.д.).

3. Ситуация описания человека с целью подчеркивания его личностной (внешней и внутренней) индивидуализации. Такое описание обусловлено не утилитарно-практическим назначением, а намерением показать эстетическое, морально-этическое, духовное своеобразие и ценность человека, проявление его внешних и внутренних качеств в их соотношении и единстве. Личностная характеристика, передающая самобытность и самоценность человека в любом отношении, - это предел его описания, пожалуй, больше этого о человеке уже не скажешь.

Текстовая протяженность таких портретов нефиксированная, она варьируется от одного высказывания до совокупности высказываний. Сама ситуация здесь не регламентирует объем портретного описания, все зависит от субъекта речи. Во-первых, он решает, каким будет количественный и качественный состав портретного описания: сколько сторон, частей (одна или несколько) попадут в поле зрения, какими (внешними или внутренними) они будут. Во-вторых, важным является когнитивный момент, степень основательности знаний говорящего о портретируемом лице. Им обусловлен такой параметр портретного описания, как поверхностность/глубина. Словесный портрет малознакомого человека может быть неглубоким, включающим, например, описание отдельных черт внешности или качеств внутреннего мира, отражающих первое впечатление при восприятии человека. Портрет же хорошо знакомого человека может воплощать всю полноту знаний говорящего о нем через подробное описание разных сторон личности или описание немногих, но уникальных, сугубо индивидуальных, внешних, или (и) внутренних черт. Напр.: Гордость его была невероятна. Все писатели более или менее гордые, даже часто не в меру гордые. Но гордость Ремизова заключала в себе что-то высшее, люциферическое (Б.Зайцев).

4. Ситуация описания человека с целью его положительной или отрицательной оценки.

Так или иначе оценить человека можно при представлении его другим людям, идентификации, подчеркивании личностной индивидуальности. При оценочной характеристике человека или его сторон ведущую роль играют межличностные отношения участников коммуникации. Отметим, что фактор взаимоотношений между участниками коммуникации при портретной характеристике из плоскости субъект речи - адресат перемещается в плоскость субъект речи - субъект референтной ситуации. Процесс оценки человека и его качеств может быть подготовленным. В этом случае говорящему заранее известны "параметры" человека, на которые следует обратить внимание и дать положительную или отрицательную оценку: например, внешний вид, деловые качества, поступки, результаты работы и т.д. Такое портретирование имеет место в различного рода характеристиках и аттестациях человека как в канонической, так и в неканонической речевых ситуациях. Знак оценки при этом определяется объективным положением дел и отношением говорящего к этому положению дел.

Оценочная характеристика человека может быть неподготовленной, спонтанной (в канонических ситуациях общения). Здесь обсуждается то, что хорошо известно говорящему (внутренние качества, поступки) или сразу бросается в глаза (внешние черты и детали). При спонтанной характеристике человека (особенно со знаком минус) степень субъективности и гипертрофированности восприятия выше, чем при подготовленной. Напр.: назидательные монологи "На кого ты похож?.."; "В кого ты превратился?.." или Вы: - урод номер первый: Ваше лицо представляет собой упряжку. Щеки стянуты морщинами, - и не морщины это, а вожжи; подбородок ваш - вол, нос - возница, больной проказой, а остальное - поклажа на возу" (Ю.Олеша).

Кроме типа ситуации общения существенным фактором для речевого жанра "портретирование человека" является субъект речи. В канонической и неканонической ситуациях субъект речи предстает в разных ипостасях. В канонической речевой ситуации роль субъекта выполняет реальный говорящий. Он имеет синхронного слушателя с тем же полем зрения, что и у него. В системе неканонической ситуации, где полноценный говорящий отсутствует, существует две стратегии при выборе субъекта: заместитель-персонаж и заместитель-повествователь. Для обозначения субъектов речи в канонической и неканонической ситуациях общения целесообразно ввести в центр восприятия фигуру наблюдателя, в поле зрения которого попадает та или иная часть физической или духовной субстанции человека (части тела, предметы одежды, черты характера, духовные качества и т.д.). Точку зрения наблюдателя, его целенаправленное внимание к определенной части или стороне человека при описании можно назвать коммуникативным фокусом наблюдателя. Части и принадлежности человека оказываются в фокусе наблюдателя по ряду факторов. Во-первых, это факторы объективного характера. Здесь ведущую роль играет объект описания - субъект референтной ситуации - и способы его изучения. Наличие глобального объекта описания, целостного человека, входит в пресуппозицию анализируемого речевого жанра, поэтому субъект референтной ситуации значим фактом своего актуального или потенциального наличия. Объект портретирования может реально обладать такими чертами, которые не могут не привлечь внимание любого человека: например, "особые приметы" или патологические детали внешности. Кроме этого, наблюдатель, будучи представителем определенного национально-языкового коллектива, отметит в портретируемом то, что не совпадает с существующим в данном социуме в виде фоновых знаний стереотипным наивным аксиологическим образом человека.

Выбор объекта описания в человеке может быть "подсказан" адресатом. Слушающий непосредственно не участвует в процессе создания портрета, но в фокусе наблюдателя оказываются те черты и части человека, которые актуально (в канонической речевой ситуации) или потенциально (в неканонической речевой ситуации) востребованы адресатом.

Факторы выбора деталей описания могут быть субъективного характера. Имеются в виду воспоминания, ассоциации и т.д. наблюдателя, то есть его личный опыт, ценностные приоритеты.

Существенными для анализируемого речевого жанра являются еще два фактора. Это тип межличностного взаимодействия коммуникантов (данный жанрообразующий фактор и его влияние на выбор частей и сторон человека при портретировании рассмотрен при характеристике ситуации описания человека с целью его положительной или отрицательной оценки) и функциональный стиль общения.

В нашем случае стилевая сфера общения оказывает влияние, во-первых, на выбор частей человека для портретирования и, во-вторых, на способ подачи этого материала говорящим. При официальном, бытовом, личностном общении в фокусе наблюдателя оказываются как физические (части тела, предметы одежды), так и нефизические (черты характера, интеллектуальные способности) принадлежности человека. В текстах неофициального (разговорного, публицистического, художественного) характера описание человека может даваться как в изобразительно-описательном регистре, так и в информативно-описательном, иметь как речевую, так и риторическую разновидность жанра. Говорящему предоставлена свобода для использования различных стилистических приемов, позволяющих создать наглядно-образное представление о человеке.

Общение официальное, социально и юридически ранжированное, выбирает другие части и стороны человека в качестве деталей для портретирования. В официальной обстановке, за исключением, пожалуй, криминалистических "ориентировок", не описываются физические данные человека: первостепенное значение здесь имеют нефизические характеристики (личностные и деловые качества, ипостаси). Данная разновидность портретного описания человека дается в информативно-описательном регистре и практически не допускает проявлений авторской индивидуальности.

Предложенная в настоящей статье интерпретация речевого жанра "портретирование человека" основана, таким образом, на признании принципиальной важности учета общих (интегральных), и частных (дифференциальных) признаков, существенных для выделяемых разновидностей и вариантов данного речевого жанра.

Список литературы

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

Баскакова Г.В. Сложное синтаксическое целое в системе портретной характеристики // Язык прозы Чехова. Ростов на Дону, 1981. С. 44 - 56.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 250 - 296.

Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 99 - 111.

Гамалей Т.В. Система лексико-синтаксических средств описания внешности человека в современном русском языке. Дис. : канд. филол. наук. Л., 1989.

Дементьев В.В. Жанровая структура фатической коммуникации. Автореф. : дис. канд. филол. наук. Саратов, 1995.

Земская Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи. М., 1988. С. 5 - 44.

Золотова Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984. С. 162 - 173.

Остин Дж. Слово как действие // НЗЛ. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986. С. 22 - 129.

Падучева Е.В. Семантические исследования. (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М., 1996.

Радзиевская Т.В. Текстовая коммуникация. Текстообразование // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992. С. 79 - 108.

Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // НЗЛ. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986. С. 170 - 194.

Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов "речевой жанр" и "риторический жанр" // Жанры речи. Саратов, 1999. С. 26 - 31.

Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: "утешение", "убеждение", "уговоры" // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 73 - 94.

Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88 - 98.


 
© 2012 Рефераты, скачать рефераты, рефераты бесплатно.