Главная Рефераты по геополитике Рефераты по государству и праву Рефераты по гражданскому праву и процессу Рефераты по делопроизводству Рефераты по кредитованию Рефераты по естествознанию Рефераты по истории техники Рефераты по журналистике Рефераты по зоологии Рефераты по инвестициям Рефераты по информатике Исторические личности Рефераты по кибернетике Рефераты по коммуникации и связи Рефераты по косметологии Рефераты по криминалистике Рефераты по криминологии Рефераты по науке и технике Рефераты по кулинарии Рефераты по культурологии Рефераты по зарубежной литературе Рефераты по логике Рефераты по логистике Рефераты по маркетингу Рефераты по международному публичному праву Рефераты по международному частному праву Рефераты по международным отношениям Рефераты по культуре и искусству Рефераты по менеджменту Рефераты по металлургии Рефераты по муниципальному праву Рефераты по налогообложению Рефераты по оккультизму и уфологии Рефераты по педагогике Рефераты по политологии Рефераты по праву Биографии Рефераты по предпринимательству Рефераты по психологии Рефераты по радиоэлектронике Рефераты по риторике Рефераты по социологии Рефераты по статистике Рефераты по страхованию Рефераты по строительству Рефераты по схемотехнике Рефераты по таможенной системе Сочинения по литературе и русскому языку Рефераты по теории государства и права Рефераты по теории организации Рефераты по теплотехнике Рефераты по технологии Рефераты по товароведению Рефераты по транспорту Рефераты по трудовому праву Рефераты по туризму Рефераты по уголовному праву и процессу Рефераты по управлению |
Доклад: Когда москвичам праздновать День города?Доклад: Когда москвичам праздновать День города?Священник Николай Киселев Храм иконы Божией Матери "Знамение" в московском районе Захарьина возведен в XVII веке, но одно важное обстоятельство таинственным образом связывает его с особой датой в истории Российского государства - 4 апреля 1147 года, то есть с датой первого летописного упоминания о Москве. Дело в том, что в XIX веке в Знаменском храме был устроен придел с престолом в честь византийского подвижника и исповедника IX столетия преподобного Иосифа Песнописца - творца многих церковных канонов и служб, память которого приходится именно на 4 (по новому стилю - 17) апреля. В церковном православном календаре и в XII веке и ныне 4 апреля есть день преподобного Иосифа Песнописца, когда он своею сугубою молитвою у престола Всевышнего осеняет богоугодные дела и намерения живущих на земле христиан. Должно нам верить, что дух святого Иосифа осенял и приснопамятную княжескую встречу в небольшом поселении, находившемся во владениях некоего Степана Ивановича Кучко и по его имени называвшемся Кучковом, где собрались по призыву Юрия Владимировича Долгорукого князья Владимир Святославич Рязанский и Святослав Олъгович Северский с сыном. И. Е. Забелин описывает это следующим образом: "Святослав приехал в малой дружине с дитятем своим малолеткою Олегом, который послан был вперед, и когда явился Юрию, то на радостях приезда получил в дар пардус, вероятно, пестрый красивый мех барса, употреблявшийся в походах в виде полости или ковра... Князья... любезно целовались и были веселы "тако возвеселишася вкупе". Наутро Юрий велел устроить "обед силен" и сотворил честь великому дорогому гостю, одарил их всех, и князей, и дружину многими дарами". Естественно, что подобные встречи христолюбивых князей, помышлявших об искоренении нередких тогда междоусобиц, предварялись церковной службой. 4 апреля в тот год приходилось на пятницу пятой седмицы Великого поста и предшествовало субботе Похвалы Пресвятой Богородицы. В будни Великого поста молебны, согласно Уставу Церковному, отменяются, но предписывается рядовая служба по Триоде и Минее со службою святому дня - то есть в данном случае преподобному Иосифу Песнописцу, Пятый сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий по сложившемуся на Руси принципу наследования престола от старшего брата к младшему имел очень мало шансов на власть в Киеве. Прозвище Долгая рука, или Долгорукий, он получил не от современников, а от историософов московских XV столетия, справедливо усматривавших в личности князя Юрия одну из ключевых фигур в становлении самодержавия на Руси. Юрий Долгорукий был сильным и единовластным правителем своей огромной Суздальской державы. Он укреплял границы княжества на востоке в успешной борьбе с Волжской Булгарией и заложил целый ряд городов на спорных с Великим Новгородом и Смоленском землях - среди них Москва, Звенигород, Тверь, Шоша, Ке-нятин, Дмитров, Переславль-Залесский, Дубна, Углич, Молога. До наших дней дошли величественные белокаменные храмы в Суздале и Переславле-Залесском, построенные на личные средства князя. Но главное создание Юрия Долгорукого - Москва, ставшая сердцем России. Встретившихся 4 апреля в Москве уже престарелых князей Юрия Владимировича и Святослава Олъговича, несмотря на вражду между семействами Мономаховичей и Олъ-говичей, связывала многолетняя дружба. Они были, по-видимому, почти сверстниками. Женившись в 1108 году на сестрах - дочерях половецкого хана Аепы, стали свояками и в дальнейшем во всех междоусобицах выступали союзниками. А междоусобные брани на Руси к 1147 году достигли кульминации. Годом ранее восставшие киевляне сначала отрешают от власти, а затем убивают Игоря Олъговича, старшего брата Святослава. Сам Святослав, дочиста ограбленный, с семьей и малой дружиной по зимним речным путям прибежал к Суздальскому князю просить защиты и приюта. Уходивший в ту пору в очередной поход на новгородские земли князь Юрий доверил ему тысячное белозерское войско и приказал, поднявшись в верховья реки Прот-вы, привести к покорности остатки балтоязычного народа голядов, которые издревле держали в своих руках волоки, соединявшие верховья рек Москвы, Протвы, Нары и Пахры. Эта кампания для Юрия оказалась весьма удачной. Он присоединил к своим владениям Волок Ламский, служивший тогда связующим звеном между Москвой-рекой и верхней Волгой, а через реки Тверцу и Мету - с Новгородом и реками, текущими в Балтийское море. Князь Святослав, отбив у голядов волок Можайский, расчистил для Юрия Долгорукого путь на Чернигов и Киев. В итоге все верховье Москвы-реки оказалось в руках Суздальского князя. Военные успехи способствовали тому, что на княжеский пир 4-5 апреля 1147 года Юрий Долгорукий прибыл в хорошем настроении. Старое московское предание XVII века "О начале царствующего града Москвы, како изперва зачатся" сообщает, что Великий князь "изыде на гору и обозрев с нее очима своима семо и овамо на обе стороны Москвы-реки и за Неглинною и возлюби села оныя, и повелевает на месте том вскоре соделати мал деревян город и прозва его званием реки тоя Москва град по имени реки, текущая под ним". Но вернемся в связи с этим к преподобному Иосифу Песнописцу. Быть может, вопрос, празднование какого святого приходится на дату выдающегося исторического события, и не имеет первенствующего значения для ученых, но для духовной истории народа - имеет значение первостепенное. Верующий человек, по слову святителя Иоанна Златоуста, во всем происходящем видит Божий Промысел, не допуская и мысли о "случайностях". Думается, не будет излишней вольностью считать, что преподобный Иосиф своими молитвами в апреле 1147 года вдохновил князя Юрия на устроение города именно там, где и надлежало быть столице грядущего государства Российского. Как сопричастный к основанию Москвы, он может и должен, наряду с прочими небесными покровителями первопрестольной, считаться в числе московских святых угодников, молящихся о благополучии града сего. Русская Церковь неоднократно своими установлениями положительно решала вопросы подобного рода. Например, уже в XV веке как несомненную духовную реальность она приняла факт сопричастности к основанию Москвы святого великомученика Георгия, благословив его изображение в московском гербе на том основании, что он являлся небесным покровителем князя Юрия Долгорукого. В XVIII веке Церковь признает за малоизвестным преподобным Исаакием Далматским благодать покровительства Санкт-Петербургу, ибо в день его памяти, 30 мая, "град Петров" был основан. В честь этого святого был возведен один из крупнейших в Европе соборов. Можно привести и иные примеры. Представляется далеко не случайным, что в связи с присоединением Захарьинских земель к Москве в 1987 году Знаменская церковь с приделом преподобного Иосифа становится московским храмом. Вполне исторически обоснованными выглядят звучащие в Правительстве Москвы в последние годы предложения о перенесении Дня города на 17 апреля. На наш взгляд, имеются все предпосылки к признанию дня памяти преподобного Иосифа Песнописца днем основания Москвы. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.testan.ru |
|
|